Академическая мобильность

Программа академической мобильности — Семестр в зарубежном вузе

  Международная академическая мобильность обучающихся Южно Казахстанского педагогического университета – одно из основных условий формирования высококлассных современных специалистов, конкурентоспособных на отечественном и международном рынке труда.

Целями академической мобильности ЮКПУ являются обучение, обмен опытом, улучшение качества научных исследований, преобразования в академической среде и изучение культуры и традиций других стран.

            Великобритания, Германия, США, Бельгия, Малайзия, Чехия, КНР, Российская Федерация, Мордовия, Турция, Северный Кипр, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан и т.д. С ВУЗами этих стран заключены меморандумы о взаимопонимании.

За подробной информацией просьба обращаться в Центр международного сотрудничества  и академической мобильности (217 кабинет).

Сегодня в ЮКПУ реализованы основные принципы Болонской декларации, и кредитная система внедрена во всех вузах Казахстана. Университеты активно разрабатывают совместные образовательные программы, в том числе, посредством академической мобильности.

Необходимо отметить, что академическая мобильность делится на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная академическая мобильность подразумевает полное обучение студента в зарубежном ВУЗе. Горизонтальная мобильность позволяет студенту пройти обучение в зарубежном ВУЗе в течении ограниченного периода (семестра, учебного года). В государственной программе развития образования предусматривается, что студент бакалавриата должен провести один или два семестра в заграничном ВУЗе.

Кроме того, мобильность делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя, или международная академическая мобильность — это обучение студентов в зарубежных ВУЗ-ах, а также работа преподавателей-исследователей в зарубежных образовательных или научных учреждениях. Внутренняя академическая мобильность — обучение студентов, а также работа преподавателей-исследователей в ведущих казахстанских ВУЗ-ах.

На данный момент ключевыми критериями отбора претендентов на участие в академической мобильности является средний балл документа об образовании или текущая успеваемость студента, а также уровень знания иностранного языка. На следующем этапе уполномоченным органом в области образования создается конкурсная комиссия, которая будет проводить отбор претендентов и дальнейшее направление на обучение за рубежом.

Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений

  Видение развития академической мобильности

Академическая мобильность — это перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей на определенный академический период (включая прохождение учебной или производственной практики), как правило, семестр или учебный год, в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом) для обучения или проведения исследований, с обязательным перезачетом в установленном порядке освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе.

Сегодня академическая мобильность обучающихся в основном обеспечивается посредством обменных программ Erasmus Mundus, Erasmus Mundus Partnership и других.

В программе студенческой и преподавательской мобильности Erasmus, со времени ее основания в 1987 году, приняли участие 1,9 млн. человек. Сегодня в ней участвует около 30 стран мира. К ней привлечено 90% европейских университетов, более 3100 высших учебных заведений из 31 страны.

В рамках второго консорциума стипендий программы Erasmus Mundus за 2009-2010гг. Казахстану присвоено 20 стипендий (бакалавриат — 9, магистратура — 5, докторантура — 3, пост докторантура — 1, преподавание — 2).

Вместе с тем, вузами реализуются более 80 меморандумов о сотрудничестве по внедрению совместных образовательных программ с зарубежными университетами (Великобритании, Испании, Германии, Чехии, США, Канады, России и др.).

Существенным вкладом в развитие человеческого капитала и академической мобильности стала реализация международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», дающей возможность одаренным молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира.

Растет количество студентов, желающих получить качественное высшее образование. За рубежом обучаются более 20 тыс. казахстанцев. Около 3000 стипендиатов международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» обучаются в 27 странах мира. Это способствует укреплению академической и культурной интернационализации казахстанского высшего и послевузовского образования, улучшению качества образовательных программ и научных исследований.

Академическая мобильность важна для личного развития и возможности трудоустройства, и она воспитывает уважение к разнообразию и возможности иметь дело с другими культурами. Она стимулирует лингвистический плюрализм и повышает конкурентоспособность высших учебных заведений.

Нормативно-правовая и институциональная поддержка академической мобильности

В настоящее время анализ изучения опыта ведущих вузов Казахстана по развитию академической мобильности показывает, что на один академический период в зарубежные вузы выезжает в год около 20 обучающихся. Однако не все вузы осуществляют перезачет освоенных обучающимся кредитов в зарубежном вузе.

В этой связи вопросы перезачета кредитов требуют разработки соответствующего нормативного правового акта. Фактически из-за слабой интегрированности в международное образовательное пространство, академическая мобильность не получила достаточного развития, которое предполагают принципы Болонского процесса.

Для предоставления возможности обучающимся осваивать программы отдельных дисциплин в ведущих университетах мира и обеспечения объективных критериев измерения и сравнения учебных достижений разработана казахстанская система перезачета кредитов по типу ECTS — европейской системы перевода кредитов.

В казахстанской кредитной технологии минимальное количество кредитов, которое обучающийся должен освоить для получения степени:

1) бакалавра — составляет не менее 138 кредитов, из них 129 кредитов теоретического обучения;

2) квалификации специалиста с высшим специальным образованием — не менее 170 кредитов, из них 161 кредит теоретического обучения;

3) магистра:

научного и педагогического направления — не менее 47 кредитов, из них 34 кредита теоретического обучения;

профильного направления:

1,5 года обучения — не менее 36 кредитов, из них 28 кредитов теоретического обучения;

1 года обучения — не менее 24 кредитов, из них 18 кредитов теоретического обучения;

4) доктора философии (PhD) или доктора по профилю — не менее 60 кредитов, из них 30 кредитов теоретического обучения.

Трудоемкость одного казахстанского кредита теоретического обучения с учетом аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающегося в бакалавриате составляет 45 часов работы, в профильной магистратуре — 60 часов, в научно-педагогической магистратуре — 75 часов, в докторантуре — 105 часов.

Для обеспечения академической мобильности обучающихся и признания образовательных программ (всех уровней и форм высшего и послевузовского образования) в европейском образовательном пространстве необходим пересчет казахстанских кредитов в кредиты ECTS.

Академический кредит в рамках ECTS — это единица измерения трудоёмкости изучения дисциплины, как на аудиторных занятиях, так и во время самостоятельной работы. Один кредит ECTS равен 25-30 академическим часам.

Общая учебная нагрузка помимо аудиторной включает следующие виды самостоятельной учебной работы обучающегося: эссе, рефераты, курсовые работы (проекты), лабораторные работы, подготовка по различным видам текущего, промежуточного и итогового контроля, сбор материалов и написание дипломной работы (проекта).

ECTS оценивает суммарную трудоемкость учебной работы одного учебного года в 60 кредитов (в семестр обучающийся набирает 30 кредитов, а в триместр — 20 кредитов.) Продолжительность учебного года составляет 30 недель и 6 недель отводится на сдачу экзаменов (итоговый контроль).

В европейских странах длительность обучения для получения степени в бакалавриате составляет от трех до четырех лет и требует получения соответственно 180-240 зачетных кредитных единиц.

Для перерасчета дисциплин, выраженных в кредитах ECTS, в кредиты Республики Казахстан необходимо производить деление кредитов ECTS на переводной коэффициент в зависимости от наполняемости 1 кредита ECTS по каждой дисциплине:

1) для бакалаврита — в пределах от 1,5 до 1,8;

2) для профильной и научно-педагогической магистратуры — в пределах от 2 до 2,4;

3) для докторантуры — в пределах от 2,7 до 3,2.

При этом кредиты формируются в целых единицах.

Трудоемкость курсовых проектов (работ) входит в общую трудоемкость дисциплины.

Высшие учебные заведения назначают координатора ECTS в целом по вузу и на факультетах.

Вузовский координатор ECTS обеспечивает приверженность и применение учебным заведением принципов и механизмов ECTS, а также координирует и контролирует работу всех координаторов структурных подразделений вуза.

Координаторы ECTS консультируют обучающихся и профессорско-преподавательский состав по практическим и учебным аспектам ECTS.

Шкала оценок ECTS включает пять положительных оценок (от A до E), оценки FX, которая может быть исправлена, и оценки F без предоставления кредитов.

Система оценивания знаний Республики Казахстан, основанная на балльно-рейтинговой буквенной системе оценки учебных достижений обучающихся, включает десять положительных оценок (от A до D), которые предусматривают присвоение кредитов и одной неудовлетворительной оценки F без предоставления кредитов.

Перевод оценок по ECTS в балльно-рейтинговую буквенную систему оценки учебных достижений обучающихся и обратно осуществляется следующим образом.

Таблица перевода оценок по ECTS в балльно-рейтинговую буквенную систему оценки учебных достижений обучающихся

 Оценка по ECTS

 

Оценка по

буквенной

системе

Цифровой

эквивалент

баллов

%-ное

содержание

Оценка по

традиционной

системе

А А 4,0 100 Отлично
В В+ 3,33 85 Хорошо
С В 3,0 80
D С 2,0 65  Удовлетворительно
E D 1,0 50
FX, F