Болонский процесс

Программа академической мобильности — Семестр в зарубежном вузе

Международная академическая мобильность обучающихся Южно Казахстанского педагогического университета – одно из основных условий формирования высококлассных современных специалистов, конкурентоспособных на отечественном и международном рынке труда.

Целями академической мобильности ЮКПУ являются обучение, обмен опытом, улучшение качества научных исследований, преобразования в академической среде и изучение культуры и традиций других стран.

            Великобритания, Германия, США, Бельгия, Малайзия, Чехия, КНР, Российская Федерация, Мордовия, Турция, Северный Кипр, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан и т.д. С ВУЗами этих стран заключены меморандумы о взаимопонимании.

За подробной информацией просьба обращаться в Центр международного сотрудничества  и академической мобильности (217 кабинет).

Республика Казахстан является первым Центрально-Азиатским государством — членом Болонского процесса и полноправным участником Европейского пространства высшего образования. Дата 11 марта 2010 года вошла в историю казахстанского высшего образования как День подписания Болонской Декларации по решению Комитета Министров образования стран-участниц Болонского процесса (46 стран).

Республика Казахстан стала 47 страной-участницей Болонского процесса.

Цель участия Казахстана в Болонском процессе — расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение его качества,   а также повышение мобильности студентов и преподавательского состава посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, использования системы кредитов, выдачи выпускникам казахстанских вузов общеевропейского приложения к диплому.
Присоединение Казахстана к Болонскому процессу позволит обеспечить признаваемость казахстанских образовательных программ, учебных планов, академическую мобильность студентов и преподавателей, конвертируемость отечественных дипломов в европейском регионе, право выпускников на трудоустройство в любой стране.

Подписание Республикой Казахстан Болонской Декларации подразумевает выполнение обязательств по выполнению его основных параметров.

Болонский процесс на уровне государств был основан в 1999 году. С тех пор в Великую Хартию Университетов вошли около 600 вузов мира. Главная цель ВХУ — консолидация усилий научной и просвещенской общественности и правительств европейских стран для существенного повышения конкурентоспособности европейской системы науки и высшего образования в мировом измерении. В границах этого пространства должны действовать единые условия признания дипломов об образовании, трудоустройства и мобильности граждан, что должно значительно повысить конкурентоспособность европейского рынка труда и образовательных услуг.

I.  Преамбула

11-12 марта 2010 года на II Болонском Форуме Министров образования стран — участниц Болонского процесса (в г.Будапешт, Венгрия и г.Вена, Австрия) Казахстан присоединился к Болонской декларации и стал 47 страной-членом Болонского процесса.

Республика Казахстан является первым Центрально-Азиатским государством, который удостоился чести присоединиться к Болонской декларации и стал полноправным участником европейского образовательного пространства.

Присоединение Казахстана к Болонскому процессу дает определенные возможности для казахстанских вузов и студентов:

1) приведение отечественных образовательных программ и учебных планов в соответствие с европейскими стандартами;

2) признание отечественных квалификаций и академических степеней;

3) обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей;

4) перезачет кредитов студентов казахстанских вузов в зарубежных университетах и наоборот;

5) реализация совместных образовательных программ;

6) создание условий для обеспечения конвертируемости казахстанских дипломов о высшем образовании в европейском регионе и права выпускников на трудоустройство в любой стране.

Главная цель, ради которой осуществляется движение в международное образовательное пространство — обеспечение качества казахстанского высшего образования в соответствии с мировыми стандартами, повышение его привлекательности и конкурентоспособности.

Одним из основных принципов Болонской Декларации является академическая мобильность студентов и преподавателей.

В предстоящем десятилетии до 2020 года нам предстоит достичь высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования.

Казахстан может преуспеть в этом усилии только в том случае, если будет максимально использовать способности и возможности своих граждан, будет полноценно участвовать в процессе обучения на протяжении всей жизни, а также в расширении участия в высшем образовании.

Обучение, ориентированное на результат, и мобильность помогут обучающимся развивать компетенции, которые необходимы им адаптироваться к меняющемуся рынку труда, и которые позволят им стать активными и ответственными гражданами.

 II. Анализ текущей ситуации. Условия для развития академической мобильности

В высшем образовании Республики Казахстан реализованы основные принципы Болонской декларации. Во всех вузах внедрена кредитная технология обучения. Вузы республики активно реализуют совместные образовательные программы с зарубежными университетами.

Осуществлен полный переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр — магистр — доктор Ph.D.

Образовательные программы бакалавриата состоят из трех циклов, каждый из которых включает обязательный (то есть государственный) компонент — ОК и компонент по выбору (то есть вузовский и элективный компонент) — ВК. Среднее соотношение между ОК и ВК составляет 60(50):40(50). Это позволяет формировать высшим учебным заведениям совместные образовательные программы, студентам — индивидуальную образовательную траекторию. В рамках ВК студенты могут изучать дисциплины и осваивать кредиты других — казахстанских и зарубежных вузов.

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы будут расширяться границы академической свободы высших учебных заведений. В результате этих тенденций соотношение ОК и ВК будет доведено до 30:70.

На сегодняшний день контингент обучающихся в бакалавриате составляет 620442 человека, из них на основе госзаказа — 140533 человека.

Образовательные программы магистратуры реализуются по двум направлениям: научному и педагогическому, профильному. Структура образовательной программы магистратуры формируется из различных видов учебной и научной работы, практики, определяющих содержание образования. Образовательная компонента магистерских программ состоит из двух циклов дисциплин: базового и профилирующего, каждый из которых складывается из ОК и ВК.

Более широко представлена академическая свобода магистерских программ. Так, ОК составляет по научному и педагогическому направлению 32%, по профильному направлению 29-31%.

При этом образовательный блок в общем объеме магистерской  программы составляет от 74% в научном и педагогическом направлении до 78-80% в профильном направлении:

при профильной подготовке — не менее 24 кредитов, из них 19 кредитов образовательной компоненты (со сроком обучения 1 год) и не менее 36 кредитов (со сроком обучения 1,5 года), из них 28 кредитов образовательной компоненты;

при научной и педагогической подготовке — не менее 46 кредитов, из них 34 кредита образовательной компоненты.

На сегодняшний день контингент обучающихся в магистратуре составляет более 10,0 тыс. человек, из них на основе госзаказа — 5,9 тыс. человек. Средняя стоимость на 2010-2011 учебный год по госзаказу на одного магистранта составила 396,0 тыс.тенге.

Лицензии на подготовку кадров магистров имеют 118 вузов, в том числе 9 национальных, 31 государственных, 9 акционированных, 5 негражданских, 64 частных. Госзаказ на подготовку магистров размещен в 56 вузах и 2 НИИ.

В целом в Казахстане образовательную и научно-исследовательскую деятельность осуществляют 148 вузов и 162 НИИ.

Количество ППС вузов составляет 39 600 человек, из них ученые степени имеют 18037 человек, или 45,5%.

Средний возраст докторов наук составляет — 56,8 лет, кандидатов наук — 48,5 лет. Наблюдается старение научно-педагогических кадров.

Для увеличения научного потенциала заявлена потребность в магистрах вузами на 10729 человек, НИИ — 1066 человек, государственных органов — 1670 человек.

С учетом заявленной потребности с 2011 года будет увеличен объем госзаказа в магистратуре до 5000 мест при распределении на научную и педагогическую и профильную в соотношении 70:30 (3500 мест на научно-педагогическую и 1500 мест на профильную магистратуру).

Образовательные программы докторантуры осуществляются по двум направлениям: научному и педагогическому, профильному с присуждением высшей академической степени доктора философии (PhD) или доктора по профилю. Срок обучения в докторантуре — не менее 3-х лет.

Образовательные учебные программы докторантуры предусматривают фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по направлению научной специализации.

Структура образовательной докторской программы содержит две равнозначные компоненты: образовательную и научную.

Образовательная компонента состоит из теоретического обучения, включающая базовые и профилирующие дисциплины общим объемом не менее 30 кредитов.

ОК по циклу базовых дисциплин составляет 40% от общего его объема, а цикл профилирующих дисциплин полностью представлен КВ.

Научная компонента образовательной программы формируется из научно-исследовательской/экспериментально-исследовательской работы докторанта, научных публикаций и написания докторской диссертации.

Обязательным условием является наличие зарубежных партнеров-университетов.

С 2005 года в режиме эксперимента в вузах республики начали внедряться образовательные программы по подготовке докторов PhD. Первоначально в двух вузах: Казахском национальном университете им.              аль-Фараби и Евразийском национальном университете им. Л.Гумилева. С каждым годом число вузов включаемых в эксперимент увеличивается. В настоящее время 29 вузов, в 16 из них размещается государственный образовательный заказ.

С 2008 по 2010 годы состоялись выпуски первых докторов PhD: всего 184, из них в КазНУ им. аль-Фараби — 112 человек и ЕНУ им. Гумилева — 72.

На данный момент контингент обучающихся в докторантуре составляет более 540 человек, из них на основе госзаказа обучаются 497 человек. Средняя стоимость на 2010-2011 учебный год по госзаказу на одного докторанта составила 1270,0 тыс.тенге.

Первый опыт подготовки докторов PhD показал как положительные стороны, так и негативные моменты данного эксперимента.

Положительные стороны:

  • Расширение международного сотрудничества.
  • Приближение казахстанских образовательных программ к мировому уровню.
  • Привлечение к реализации образовательных программ докторантуры зарубежной профессуры, экспертов-практиков крупных национальных и иностранных компаний.
  • Использование инновационных зарубежных методик образования и их адаптированность к казахстанским послевузовским стандартам.

Несмотря на радикальные изменения в подготовке научно-педагогических кадров, в системе магистратуры и докторантуры существуют такиепроблемы, как:

  • Слабая организация образовательного процесса, зачастую весь учебный материал отдается на самостоятельное изучение.
  • Большинство магистрантов и докторантов не владеют иностранными языками на необходимом уровне, что затрудняет их доступ к передовым научным источникам и снижает их мобильность на международном уровне.
  • Качество защищаемых магистерских и докторских диссертаций остается низким, поскольку слабо ориентировано на конкретный научный результат. Анализ показал, что вузы не соблюдают требования к уровню подготовки докторов Ph.D, полученная самостоятельность в присуждении высшей академической степени не всегда сопровождается должной их ответственностью за предоставленные возможности. Снижены требования к процедуре защиты докторских диссертаций.
  • Отсутствие институционального обеспечения соответствия между научно-педагогическими кадрами: специалист, кандидат наук и доктор наук и магистр и доктор Ph.D порождает недоразумения в квалификационных требованиях.
  • Научные организации оказались в стороне, их огромный научный потенциал (кадровый, ресурсный, лабораторный, исследовательский) оказался не вовлеченным в данную форму подготовки научных кадров.

В целом в образовательной деятельности вузов не на должном уровне находят реализацию основные постулаты Болонской декларации:

  • Не развита академическая мобильность обучающихся.
  • Ограничены возможности обучающихся в выборе дисциплин, программ и ППС.
  • Продолжает иметь место использование традиционных методов планирования и организации учебного процесса.
  • Отсутствует сопоставимость образовательных программ.

Одним из инструментов повышения качества образования, как показывает мировая практика, является академическая мобильность. Берлинское коммюнике (2003 г.) называет «мобильность студентов, академического и административного персонала основой создания европейского пространства высшего образования».

Кроме того, в Лювенском коммюнике (2009 г.) мобильность характеризуется отличительной чертой Европейского пространства высшего образования. «Мобильность студентов, начинающих исследователей и сотрудников высшей школы повышает качество программ и научных исследований. Она усиливает академическую и культурную интернационализацию европейского высшего образования. Мобильность имеет важное значение для развития личности и для трудоустраиваемости, формирует уважение к многообразию и способность понимать другие культуры. Она побуждает к языковому плюрализму, закладывая тем самым основу для многоязычной традиции Европейского пространства высшего образования, и расширяет сотрудничество и конкуренцию между высшими учебными заведениями.».